Для чего необходима электронная подпись?
Наличие электронной подписи позволяет решить многие задачи бизнеса.
С помощью КЭП можно сдавать обязательную отчетность в ФНС, ПФР, ФСС, РОССТАТ и другие государственные организации. Можно также вести переписку с контролирующими органами, обмениваться с ними документами, например, получать требования из налоговой и отвечать на них. Это позволяет сэкономить большое количество времени как для предпринимателей, так и для контролирующих органов.
На сайте mos.ru можно получить электронные пропуска с помощью КЭП, для себя и своих сотрудников, в связи с условием особого режима который был введен правительством Москвы.
Квалифицированная ЭП позволяет компаниям обмениваться электронными договорами и УПД, не дублируя их на бумаге, то есть осуществлять юридически-значимый электронный документооборот между организациями.
Кроме того, с помощью КЭП можно существенно расширить рынок сбыта собственной продукции за счет участия в торгах на электронных торговых площадках.
В соответствии с законодательной базой, участники торгов на ЭТП обязаны использовать квалифицированный сертификат электронной подписи. С его помощью можно:
- получить доступ к информации о закупках на ЭТП в режиме реального времени;
- получить право на участие в торговых операциях ЭТП;
Использовать электронную подпись в повседневных целях могут не только организации, но и физлица для решения повседневных задач. Например, с помощью КЭП можно зарегистрировать собственный бизнес, подать заявление в суд, оформить ребенка в школу, получить налоговый вычет или подписать договор с работодателем, если вы самозанятый, электронная подпись нужно для регистрации недвижимости на портале Росреестр.
На государственные порталы передача данных осуществляется при помощи электронной подписи. Все операции с алкоголем передаются в ЕГАИС ФСРАР. Проект “маркировка”, который предполагает отправку данных от производителей, поставщиков и продавцов многих наименований товаров в государственную систему “Честный знак” также с помощью КЭП.
Из чего складывается стоимость квалифицированной электронной подписи?
Поскольку КЭП - это ключ, сформированный с помощью криптографических средств и записанный на специальный носитель – токен, который внешне похож на обычную флешку, но в отличии от последней имеет сложную систему защиты и должен быть сертифицирован ФСБ.
Надо понимать, что под покупкой КЭП понимается приобретение:
- сертификата электронной подписи
- средства криптографической защиты информации (например, СКЗИ КриптоПро)
- токена
Также, стоимость усиленной квалифицированной подписи напрямую зависит от ее возможностей. Например, УКЭП для юридических лиц, который позволяет зарегистрировать кассу, отправить отчетность, вести ЭДО будет стоить дешевле квалифицированной подписи юридического лица, которая принять участие в торгах на электронных торговых площадках. Более того для некоторых типов электронных торговых площадок потребуется запись отдельных OID для работы на них.
Нужна ли мне лицензия СКЗИ КриптоПро CSP?
КриптоПро является наиболее распространенным в нашей стране средством криптозащиты, из тех, которые предлагают удостоверяющие центры покупателям электронных подписей.
Чаще всего при покупке электронной подписи пользователю предлагается лицензия СКЗИ КриптоПро на 1 год. Этот вариант является наиболее подходящим для тех, кто собирается использовать электронную подпись на одном компьютере в течение этого года.
Если же вы будете пользоваться одной электронной подписью на разных компьютерах – лучше приобрести Электронную подпись со встроенной лицензией СКЗИ КриптоПро, тогда лицензия будет работать на всех компьютерах, где находится данная КЭП.
Если же вы постоянно используете в своей работе электронные подписи для разных целей (например, имеете квалифицированную подпись ИП, квалифицированную подпись физического лица и УКЭП для юридического лица), имеет смысл приобрести бессрочную лицензию СКЗИ КриптоПро.
Как начать работать с КЭП?
Для того, чтобы начать пользоваться электронной подписью, вам необходимо настроить ваш компьютер, установив:
- драйверы токена,
- ПО в виде дистрибутива СКЗИ (например КриптоПро CSP),
- браузер-плагин для работы с сертификатом электронной подписи на конкретном портале/сервисе.
Безопасность при использовании КЭП
Статьей 10 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи (далее - Федеральный закон №63-ФЗ) установлена обязанность участников электронного взаимодействия обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей.
При использовании электронной подписи стоит помнить, что токен в ваших руках - не просто флешка, а важный инструмент с помощью которого недоброжелатели могут вывести деньги со счета организации или даже переоформить ее на себя.
Чтобы не стать участником аферы, не передавайте свой ключ электронной подписи третьим лицам. Примером такой ситуации является случай, когда генеральный директор приобретает УКЭП и передает его бухгалтеру для сдачи отчетности, а бухгалтер выводит средства с расчетного счета компании.
В любом случае, чтобы обезопасить себя и свой бизнес, вам необходимо придерживаться трех простых правил:
- Максимально бережно относиться к токену, который вы получили в УЦ, не передавать его третьим лицам. Если вашим сотрудникам для работы требуется сертификат ЭП - оформите им собственные КЭП.
- В случае утери токена с действующим сертификатом ЭП или подозрений на незаконное использование - сразу обращайтесь в УЦ для прекращения действия сертификата.
- Если вам необходимо получить квалифицированную подпись – обращайтесь за ней только в проверенный Удостоверяющий Центр.
Что необходимо для получения Электронной подписи:
- Паспорт владельца сертификата
- СНИЛС владельца сертификата
- Реквизиты организации – для юридического лица.
Предоставление документов в оригинальном виде и личное присутствие владельца сертификата обязательно для получения КЭП.
Информационно-правовой центр «Норматив» является официальным партнером Удостоверяющего Центра ITCOM и является его обособленным подразделением в г. Тверь.